Даже если в претензии потребителя не все требования обоснованы, за ее неисполнение грозит штраф
Даже если в претензии потребителя не все требования обоснованы, за ее неисполнение грозит штраф
Верховный Суд РФ в определении 28.05.2019 N 91-КГ19-1 поставил точку в споре между потребителем и индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела следует, что судами установлены факты нарушения ответчиком согласованного сторонами срока исполнения заказа и некачественного выполнения работ, а также обращения к индивидуальному предпринимателю с досудебными претензиями, которые оставлены без удовлетворения.
Однако суд, усмотрев факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, во взыскании штрафа отказал и указал на злоупотребление истцом правом, выразившееся в направлении досудебной претензии, содержащей необоснованные требования.
Верховный Суд РФ указал, что требования потребителя в добровольном порядке не выполнены. Если суд усмотрел нарушение его прав, то необоснованность требований в претензии не означает, что имело место злоупотребление правом. При новом рассмотрении дела судам предстоит выяснить, мог ли бизнесмен добровольно исполнить обоснованную часть требований.
Данная позиция согласуется с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Помощник прокурора Е.А. Конорева